Суббота, 04.05.2024, 22:06
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: antyaneto4ka, Showman  
Форум » электронные книги... статьи... публикации » дрессировка и воспитание » Основные правила и приниципы дрессировки (Ю.Карапетьянц)
Основные правила и приниципы дрессировки
canecorsobogemaДата: Четверг, 26.03.2009, 00:55 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 333
Репутация: 3
Статус: Offline
Ю. Карапетьянц
Основные правила и принципы дрессировки

Отвечая на вопрос, КАК учить собаку, прежде всего следует остановиться на ряде ос-новных правил и принципов дрессировки. Именно их мы должны придерживаться, присту-пая к обучению своего четвероногого друга.

Задача любого дрессировщика – выработать у собаки ряд условных связей на опреде-ленные сигналы (команды, жесты) владельца. Так вот, одним из первых правил обучения яв-ляется следующее: для того чтобы условный рефлекс образовался быстро и прочно, подан-ная команда всегда должна предшествовать непосредственному воздействию на собаку – ла-комством, поводком, рукой и т.п. Здесь возникает вопрос: а каким должен быть временной разрыв между поданной командой и последующим безусловным воздействием на собаку? Отвечаем – минимальным и составлять примерно 1–2 сек., не более. В том случае, когда мы увеличиваем этот интервал, собака привыкает реагировать на команду с опозданием, т.е. ра-ботает «медленно», что само по себе нежелательно. Всегда следует стремиться к тому, чтобы Ваш питомец выполнял любой Ваш приказ быстро и сразу.

Еще одно правило, которого необходимо придерживаться в обучении собаки, гласит: условный сигнал (команда) должен быть подан лишь однократно, после чего мы немедленно заставляем или побуждаем собаку выполнить требуемое действие. Распространенная ошибка – дрессировщик несколько раз произносит команду, считая, что так собака ее лучше усвоит, и лишь затем непосредственно воздействует на собаку, добиваясь выполнения этой команды. Чем это плохо? В этом случае мы сами изначально приучаем собаку реагировать на подан-ную команду лишь после неоднократного ее повторения, т.е. работать «с повторными ко-мандами». Конечно, это абсолютно нежелательно, ведь хорошо обученная собака должна ра-ботать по первой команде хозяина.

А теперь хотелось бы рассмотреть еще целый ряд весьма типичных ошибок малоопыт-ных дрессировщиков, имеющих под собой одну общую основу. Ею является очеловечивание собаки. То есть владелец, приступая к обучению своего друга, как бы не отдает себе отчет в том, что собака не понимает человеческой речи. Но это действительно так. Другое дело, что собака является исключительно дрессируемым животным, и в течение жизни в процессе об-щения с человеком у нее образуется огромное количество условных связей. Именно поэтому и создается впечатление, что собака понимает нашу речь, настолько правильно и однозначно реагирует она на очень многие наши слова и фразы. Причем зачастую мы даже не приклады-ваем никаких усилий для того, чтобы у собаки образовалась данная связь, и это происходит помимо нашей воли! Дело здесь в том, что наше поведение в быту, и в частности в общении с собакой, весьма стереотипно, и большинство наших слов (особенно обращенных к собаке) каждый раз сопровождаются одними и теми же конкретными действиями. Простейший при-мер: все собаки отлично знают слово «гуляй» (или «гулять»), и стоит хозяину дома произне-сти его, как пес радостно мчится к входной двери. Объяснение очевидно – каждый раз после этих слов владелец действительно выводил собаку на прогулку, т.е. данный сигнал подкреп-лялся безусловно приятным для собаки действием. Отсюда и данная реакция собаки.

Так вот, приступая к обучению своего питомца, следует избегать следующих ошибок.

Ошибка первая: слово-команда периодически искажается или меняется на другое, для нас схожее по смыслу. Скажем, вместо условно принятой команды «лежать» дрессировщик иногда говорит «ляжь», а иногда «ложись». Мы должны помнить, что само по себе слово «лежать» не несет для животного никакой смысловой нагрузки. Если бы мы каждый раз про-износили, скажем, принятую у охотников команду «даун», после чего приводили собаку в положение лежа, то она реагировала бы лишь на этот сигнал нужным нам образом, а слово «лежать» было бы для нее безразличным. Если же мы хотим, чтобы собака быстро и прочно усвоила необходимый сигнал (команду), то искажать его никогда нельзя, т.к. это очень за-трудняет процесс обучения. Да, скорее всего, с течением времени у собаки образуется услов-ный рефлекс на все три эти команды («лежать», «ляжь», «ложись»), но на это потребуется масса времени. К тому же эти рефлексы более высокого порядка, а потому и менее стойкие.

Ошибка вторая: во время занятий дрессировщик сам мешает собаке «запомнить» опре-деленную команду, т.к. помимо нее произносит еще очень много абсолютно ненужных, ни-чего не значащих слов. Скажем, звучит это следующим образом: «А ну-ка, кому я сказал, си-деть, непослушная собака!» Вот такая огромная фраза, а нужное слово-команда здесь только одно – «сидеть». Даже хорошо дрессированной собаке достаточно сложно выхватить это слово из всей фразы. Если же речь идет о процессе обучения, то можно сказать, что услов-ный сигнал как таковой в данном случае не прозвучал вообще. Поэтому во время работы с собакой нам следует ограничиться только подачей необходимых команд, чтобы не услож-нять поставленную перед четвероногим учеником задачу. Кстати, это совсем не означает, что дома в свободное от занятий время, мы не должны общаться и просто разговаривать с соба-кой. Напротив – общайтесь с ней как можно больше, т.к. это, безусловно, повышает интел-лект собаки.

Еще одна типичная ошибка: дрессировщик связывает известные собаке команды в фра-зу, логику которой животное постичь не в силах. Предположим, собака стоит, а владелец да-ет ей команду «лежать». Но собака неправильно ее выполняет – садится. «Лежать, а не си-деть» – произносит хозяин. Что слышит собака? Две различные, взаимоисключающие ко-манды. Дрессировщик поставил собаку перед заведомо невыполнимой задачей. В данном случае следовало бы просто повторить команду «лежать», после чего немедленно заставить собаку принять данное положение.

Несколько слов хотелось бы сказать о правильном использовании интонации в обуче-нии собаки. Дело в том, что реакция на интонацию (ласку, угрозу и т.п.) заложена в живот-ном природой. Скажем, возьмем маленького необученного щенка. Попробуйте вдруг загово-рить с ним громко, резко, угрожающим тоном (неважно, какие слова Вы будете произносить, важна интонация). Что сделает щенок? Конечно, он подожмет хвостик, попятится, т.е. в лю-бом случае реакция будет пассивной. Или же, напротив, заговорите со щенком ласково и приветливо, и он в ответ тут же завиляет хвостом и побежит к Вам ласкаться, знакомиться или играть. Вот этой реакцией на интонацию следует непременно пользоваться в дрессиров-ке. Неправильно, когда дрессировщик все команды подает собаке в одной и той же безраз-личной интонации. Основная команда на выполнение подается достаточно громко, четко, в уверенной приказной интонации, но без крика. Не надо все время кричать, слух у собаки от-личный, а так Вы только приучите ее реагировать лишь на команды, поданные на повышен-ных тонах. В случае неподчинения Ваша интонация меняется в сторону угрозы, и такая стро-гая интонация непременно подкрепляется каким-либо механическим воздействием (не пу-тать с наказанием!). Любая же правильно выполненная команда непременно поощряется, и интонация Ваша тут же становится ласковой и поощрительной. Одним словом, не будьте безразличны. Эмоции в работе с собакой (в разумных пределах) тоже весьма важны.

И последнее, о чем мы поговорим сегодня, это правильное использование поощрения. Вообще поощрение (и в частности лакомство) является в дрессировке важнейшим стимулом. Но эту роль оно играет лишь при должном его использовании.

Подход по команде

Сегодня мы продолжим разговор о приучении собаки к подходу по команде «Ко мне». Прежде всего запомните: если собака отказывается к вам подойти, никогда не следует бегать за ней, пытаясь поймать! Это лишь усугубит и без того сложную ситуацию. Дело в том, что собака – хищник по происхождению и любой активно движущийся на нее объект она вос-принимает как некую угрозу, которой старается избежать. Напротив, любой объект, «убе-гающий» от собаки, ассоциируется у нее с добычей, которую она инстинктивно стремится догнать. Бегущий за собакой хозяин вызывает у нее страх и боязнь наказания. В любой си-туации следует убегать от питомца.

Но возможны и такие ситуации, когда собака, бросившись вдогонку за владельцем, тем не менее в руки ему не дается, а крутится рядом, не решаясь подойти вплотную.

Попробуйте как-то заинтересовать ее. Совершите какое-либо нестандартное и нехарак-терное для вас на повседневных прогулках действие. Спрячьтесь от собаки, сделайте вид, что вы что-то ищете в траве или снегу, присядьте, лягте, наконец, или даже заберитесь на дерево! Собака – существо любопытное и скорее всего подойдет-таки поближе, чтобы выяснить, в чем тут дело. И вот тут вполне очевидно ваше стремление быстренько схватить собаку за ошейник и, вздохнув с облегчением – ну, наконец-то! – повести ее домой. Но упаси вас Бог сделать это! В следующий раз вы можете в течение двух часов выписывать перед своим вос-питанником всевозможные кренделя, но пес к вам не подойдет! Поскольку животное обма-нуть можно только один раз. Поэтому, когда собака после ваших различных ухищрений все-таки пересилила свое нежелание и страх и приблизилась к вам, протяните ей на ладони ла-комство и скажите ласково: «Хорошо, ко мне!» Сразу же после поедания собакой корма дай-те веселую команду «Гуляй!» и продолжите прогулку как ни в чем не бывало. Вы увидите, как обрадуется ваш питомец. Через 7–10 минут дайте вновь команду «Ко мне» спокойным, уверенным тоном. Возможно, вам еще разок придется прибегнуть ко всяким способами при-влечения внимания собаки, но скорее всего пес уже подойдет к вам более уверенно. Вновь поощрите его точно так же и опять отпустите побегать той же командой «Гуляй». С каждым разом собака будет подбегать все более и более безбоязненно. И лишь после 4–6 подзывов попробуйте ненадолго (на несколько секунд) придержать собаку за ошейник. Постепенно увеличивайте это время, а затем на 5–10 секунд пристегните поводок. Каждый раз после это-го отпускайте собаку и ведите себя радостно и непринужденно, давая понять своему учени-ку, что больше от него ничего и не требуется.

Конечно, этот способ требует больших затрат времени и терпения, но ваши ошибки – вам же и исправлять.

Однако замечу, что этот метод может не срабатывать для собак с сильно развитой ори-ентировочной реакцией или чрезмерно напуганных грубыми и неграмотными действиями хозяина. Поэтому можно работать и по-другому.

В этом случае на время забудем о прогулках без поводка.

Наша задача на начальном этапе – выработать безотказный и быстрый подход по ко-манде, когда собака находится на поводке.

Длина его должна составлять метров 7–10. Можно пристегнуть его к строгому ошейни-ку. Выйдя с собакой на прогулку, дайте ей команду «Гуляй» и позвольте насладиться свобо-дой настолько, насколько это позволяет поводок. Через некоторое время скомандуйте: «Ко мне», сразу после чего следует сделать сильный, резкий, неприятный для собаки рывок в свою сторону. Очень важно не подтягивать собаку к себе, не направлять легкими движения-ми поводка, не тащить, а дать именно хороший рывок, побуждающий (или вынуждающий) пса побежать к хозяину. Ласково поощрите собаку за подход – сглаживанием, лакомством – и вновь позвольте побегать командой «Гуляй». Повторяйте эти действия с периодичностью в 5–10 минут. Характерная ошибка дрессировщиков – пауза между поданной командой и рыв-ком или даже вовсе отсутствие рывка!

Запомним: сильный рывок дается сразу и всегда, независимо от поведения собаки! Это очень важно, поскольку пауза в ожидании реакции собаки в дальнейшем сведет на нет все ваши первоначальные усилия.

Поработайте таким образом несколько дней на каждой прогулке. Убедившись в очень быстром и охотном подходе на поводке, попытайтесь бросить его на землю. Если вы не фор-сировали события, то проблем на этом этапе возникнуть не должно. Однако, позанимавшись 1–2 раза в брошенным поводком, желательно опять взять его в руки и «освежить» предшест-вующие уроки в памяти вашего питомца, подкрепляя подаваемую команду рывками. Затем вновь переходим к работе с брошенным поводком. На следующем этапе желательно длин-ный поводок заменить на короткую легкую веревочку. Потом отказываемся даже и от нее. Повторю, что здесь очень важна последовательность и постепенность. Только добившись стопроцентного успеха на поводке, можно переходить к последующим упражнениям.

И, наконец, еще один способ, который может оказаться полезным в сложных случаях. Здесь вам понадобится помощь какого-либо второго лица (вашего знакомого, например). Конечно, помощник этот должен быть соответственно проинструктирован.

Итак, во время прогулки (собака без поводка) вы командуете: «Ко мне». Пес, не реаги-руя на команду, продолжает самозабвенно носиться вокруг. И тут, сразу после прозвучавшей команды, ваш помощник с силой бросает в собаку (в корпус: бок, бедро) заранее приготов-ленное «орудие наказания». Это может быть свернутый строгий ошейник, цепочка, поводок, т.е. предмет, удар которого обескуражит и отчасти напугает собаку, не причиняя ей травм. Вы же, заметив растерянность и испуг собаки, ласково зовете ее к себе. Как правило, пес в такой ситуации мчится за защитой к владельцу. Похвалите собаку, дайте ей кусочек лаком-ства. Отпустите вновь, а через несколько минут повторите все сначала.

Следует заметить, что такой метод не годится для злобных собак, которые после броска в них могут проявить агрессию по отношению к помощнику, а также для собак робких или даже трусоватых, так как это лишь усилит их боязнь чужих людей. В этих случаях можно попробовать обойтись и без помощника, бросая поводок или цепочку в четвероногого уче-ника самостоятельно. Обычно для собаки ваш удар оказывается неожиданным и в первый момент она теряется. Продолжайте звать ее ласково и настойчиво, а за подход непременно хорошенько похвалите.

Движение рядом

Наша очередная беседа сегодня будет посвящена одному из важнейших навыков по-слушания – приему «ДВИЖЕНИЕ РЯДОМ».

Давайте разберем лишь один из многочисленных способов обучения собаки – способ, традиционно принятый в национальных видах дрессировки.

Итак, перед нами стоит следующая задача: научить своего питомца по команде дви-гаться у нашей левой ноги (без поводка). Собака должна быстро и чутко реагировать на все изменения темпа движения, повороты, а на остановке усаживаться самостоятельно.

Для работы нам понадобится поводок длиной примерно 1,5 м, кожаный ошейник с прочным кольцом и лакомство. На первом этапе желательно начать работу в спокойном, ти-хом месте с минимальным количеством отвлекающих факторов.

Посадите собаку у левой ноги. Поводок следует прочно удерживать в правой руке та-ким образом, чтобы он провиcaл к ошейнику собаки в виде свободной петли. Скомандуйте «рядом» и начните движение по прямой в энергичном, бодром темпе. Самое главное, что следует помнить: с первых шагов собаку не должен удерживать рядом натянутый поводок! Конечно, необученная собака сразу попытается вырваться вперед, ведь до сих пор именно длина поводка была для нее привычной меркой отхода от хозяйской ноги. Дайте ей эту воз-можность и, как только собака окажется впереди, сделайте сильный и резкий рывок повод-ком, возвращающий собаку в правильное положение слева от вас. Непосредственно перед рывком должна прозвучать команда «Рядом».

Запомните, очень важно не тянуть за поводок, а сделать именно рывок – короткий, энергичный и, безусловно, неприятный для собаки!

Сразу после того, как пес окажется у вашей левой ноги, поводок вновь провисает сво-бодно.

Похвалите собаку на ходу, но будьте начеку. Наверняка через 3–4 шага пес снова пред-примет попытку уйти вперед. Вы же, в свою очередь, вновь резким рывком корректируете его положение и опять ослабляете поводок.

Подобным же способом следует действовать и в тех случаях, когда собака отклоняется в сторону от вас. После определенного количества рывков вы непременно заметите, что ваш питомец несколько умерил свой пыл и начал более спокойное движение рядом. Предвари-тельно подав команду «рядом», остановитесь и, нажав собаке на круп, усадите ее. Похвалите своего ученика хорошенько и дайте ему лакомство, после чего вновь продолжите движение.

В чем заключается простота и доступность данного способа обучения?

Дело в том, что, не пытаясь удержать собаку натяжением поводка, мы даем ей возмож-ность ошибаться. Когда же пес допускает ошибку, мы моментально корректируем ее при по-мощи рывка поводком. Поскольку рывок неприятен собаке, то постепенно она начинает до-пускать все меньше и меньше ошибок. При подаче же команды «рядом» собака вскоре начи-нает сама их исправлять, самостоятельно, не дожидаясь рывка, притормаживая и пристраи-ваясь к левой ноге хозяина.

Конечно, следует помнить, что данный навык гораздо проще дается собакам спокой-ным, флегматичным, нежели подвижным и возбудимым. Но в любом случае при настойчи-вой и правильной работе за 2–3 занятия вполне возможно научить собаку ходить рядом, не натягивая поводка.

Уже на первом занятии можно начать выполнять повороты в движении с собакой. По-началу поворот желательно сопровождать несильным рывком, побуждающим собаку пово-рачиваться за владельцем быстро и четко. Учтите, что поворот с собакой кругом в нацио-нальных курсах послушания принято выполнять через правое плечо.
После того как вы убедились в том, что ваш ученик прочно освоил движение рядом на поводке, можно перейти к следующему этапу – работе с брошенным на землю поводком. Внимательно наблюдаем за поведением собаки и при первой же попытке отклониться вперед или в сторону быстро поднимаем поводок и делаем соответствующий рывок. Довольно часто при работе с брошенным поводком пес начинает отставать от дрессировщика. Не следует подстраиваться под собаку! Наоборот, ускорьте темп, почаще похваливайте и подбадривайте своего питомца. Вполне можно воспользоваться лакомством в такой ситуации: покажите со-баке небольшой кусочек вкусного корма, зажмите его в ладони и начните движение, держа руку с лакомством впереди и чуть справа от морды собаки. Пройдя метров 15–20, останови-тесь, посадите собаку и сразу отдайте ей кусочек. Затем продолжайте занятие, вновь взяв ла-комство в ладонь.

Проведя пару-тройку занятий с брошенным на землю поводком, можно его и вовсе от-стегнуть. Если вы тщательно, старательно и не торопясь отработали предыдущие этапы, то никаких сложностей это взывать не должно. Однако не обольщайтесь! Проведя одно-два за-нятия без поводка, желательно вновь вернуться к работе с поводком, дабы «освежить» пре-дыдущие уроки в памяти вашего ученика. В течение нескольких дней следует чередовать за-нятия с поводком и без него.

Постепенно начните усложнять условия работы. Проводите занятия в более шумных, оживленных местах, с все большим количеством отвлекающих раздражителей. Однако я ка-тегорически вам советую не искушать судьбу и вблизи движущегося транспорта не работать с собакой без поводка! Почти все случаи гибели собак под колесами поездов и машин – на совести их владельцев.

А теперь разберем отдельную сложную ситуацию.

Следует сказать, что есть собаки, очень четко усвоившие, что все неприятности суще-ствуют до тех пор, пока существует поводок. Как правило, это собаки, с которыми хозяин не сумел в свое время установить прочный контакт. Отсюда отсутствие доверительных отноше-ний и, как следствие, должного послушания. Такой четвероногий ученик демонстрирует вам замечательную работу на поводке, но, почувствовав свободу, может сразу же умчаться впе-ред, не реагируя на команды.

В этом случае можно попробовать следующий способ. Наденьте на собаку два ошейни-ка, мягкий кожаный и «строгий», так чтобы строгий ошейник был выше мягкого. К мягкому ошейнику пристегните обыкновенный поводок, а к строгому привяжите легкую, непрочную веревку. Начните работу с собакой, пользуясь исключительно поводком. Пес не должен ощущать ни рывков, ни натяжения веревки, пока мы ею не пользуемся. Пройдя некоторое расстояние, подайте команду «рядом» и отстегните поводок, демонстративно громко щелк-нув карабином. Будьте очень внимательны! Как только собака, поняв, что поводок отстегнут, предпримет попытку рвануться вперед или в сторону, вы делаете резкий, сильный и абсо-лютно неожиданный для нее рывок веревкой, привязанной к строгому ошейнику. Это обес-куражит собаку, ничего подобного она не ожидала! Попробуйте воспользоваться этой прово-кацией в течение нескольких занятий в разных ситуациях. Таким образом вы даете собаке понять, что пытаться обмануть вас – бесполезно, все равно вы умнее и хитрее, а в вашем ар-сенале очень много самых различных средств и приемов.

В общем же случае я не рекомендую вам использовать строгий ошейник. Если все идет по плану, всегда можно и должно научить собаку ходить рядом, используя только мягкий ошейник.

Следует сказать о том, что существуют и другие способы отработки данного навыка, в частности «игровой» метод, основанный на заинтересованности собаки в игре или получе-нии лакомства. Этот способ традиционно используется в международных курсах дрессиров-ки, а последнее время он активно взят на вооружение нашими отечественными собаковода-ми. Однако надо помнить, что начинать обучение «игровым» способом следует весьма рано, уже в 3–4 месячном возрасте щенком.

Контакт собаки и дрессировщика
Сегодня мы поговорим о том, с чего начинаются взаимоотношения дрессировщика и животного – о контакте между ними. И, соответственно, о том самом навыке, который наи-более наглядно показывает, сумел ли человек не просто подчинить себе собаку, но и устано-вить с ней прочные доверительные отношения, – о подзыве.

Думаю, любой владелец собаки согласится, что подзыв (подход к хозяину по команде «Ко мне!») – важнейший прием дрессировки в любом курсе послушания.

Наверное, многим приходилось наблюдать за мучениями некоторых горе-собаководов, которые, отпустив с поводка свое «сокровище», вынуждены часами отлавливать его, пуска-ясь на всевозможные ухищрения.

Вполне очевидно, что быстрый, охотный и безотказный подход собаки к хозяину по его команде – залог дальнейшей успешной дрессировки. Без этого условия говорить о послуша-нии, в принципе, не приходится.

А ведь добиться этого можно без особых усилий с Вашей стороны. Важно, чтобы с са-мого начала команда «Ко мне!» неизменно ассоциировалась у собаки с поощрением, лаской, проявлениями любви со стороны хозяина.

Когда следует начинать? С самых первых дней жизни щенка в Вашем доме, т.е. одно временно с приучением к кличке. Предположим, каждый раз перед дачей пищи. Вы берете в руки мисочку и окликаете щенка: «Ральф, ко мне!». Щенок, привлеченный видом и запахом корма, подбегает, и, конечно, Вы хвалите его: «Хорошо, ко мне», после чего сразу даете щенку еду. В промежутках между кормлениями следует также периодически окликать щен-ка, подавать команду «Ко мне!» и каждый раз за подход поощрять его заранее приготовлен-ным кусочком чего-либо вкусного, лаской либо игрой.

Но вот Вашему юному воспитаннику сделаны все необходимые прививки, и Вы начи-наете выходить с ним на прогулки. Конечно, прогулки без поводка, а тем более в первое время, должны проходить в достаточно спокойном, уединенном месте и, уж тем более, вда-леке от движущегося транспорта. Как правило, маленький щенок не убегает далеко от ног хозяина. Ведь окружающий мир для него еще очень непривычен и страшен, а хозяин в этот период жизни щенка заменяет ему мать. Именно Вы – основная и даже единственная защита и опора столь юного существа. Поэтому щенок постоянно крутится недалеко от Ваших ног. Следует непременно использовать это в отработке команды «Ко мне!». Периодически окли-кайте щенка с подачей соответствующей команды и всегда бурно хвалите его за подход, обя-зательно давая лакомство, которое заранее должно лежать в Вашем кармане. Если щенок от-влекается, либо подходит слишком мед ленно, то можно привлечь его внимание, присев на корточки, похлопать в ладоши или начать отбегать в противоположную сторону (это непре-менно вызовет у него желание догнать Вас).

Как правило, в тех случаях, когда владелец поступает так изначально и при этом не до-пускает ошибок и просчетов в общении с собакой, проблем с подзывом в дальнейшем не возникает. Но, к сожалению, из года в год, из поколения в поколение многие собаководы-любители неизменно допускают одни и те же ошибки, крайне отрицатель но влияющие на контакт с собакой и, соответственно, иногда полностью уничтожающие у со баки желание подходить к своему владельцу.

Что же это за ошибки?

Наиболее типичной, распространенной и при этом наиболее грубой из них является на-казание собаки, добровольно подошедшей к хозяину. Как обычно это происходит? Предста-вим самую рядовую картину: во время прогулки пес в чем-то провинился, скажем, подо брал с земли и съел какую-то гадость. Владелец возмущен и, конечно, считает, что собаку надо за это наказать. Как? Да очень просто: он подзывает четвероногого питомца к себе и, когда тот подбегает, задает ему основательную взбучку. Давайте-ка разберемся в этой ситуации.

Всегда необходимо помнить о том, что у животного условная связь может образоваться толь ко лишь между событиями, следующими непосредственно одно за другим. Последним действием собаки был ее под ход к хозяину, после чего она и была наказана. Прослеживается цепочка «команда – подход – наказание». Соответственно, собака «считает», что хозяин на-казал ее именно за подход, и именно команда «Ко мне!» начинает у нее ассоциироваться с гневом хозяина, болью и страхом. В следующий раз, услышав зов владельца, пес развернется и побежит в противоположную сторону, даже если ничего предосудительного перед этим он не делал! Связь же с поеданием корма (в нашем примере) не образуется и образоваться не может.

Запомним, что наказание действенно только в момент совершения проступка! Любое наказание, отсроченное во времени, не только бесполезно с точки зрения воспитания, но и крайне вредно с точки зрения поддержания контакта с собакой. А потому следует твердо ус-воить: категорически запрещается наказывать собаку, прибежавшую к Вам по Вашему тре-бованию. Как бы ни были Вы раздражены и не довольны поведением своего питомца, следу-ет подавить в себе гнев и неизменно поощрить собаку за ее подход. Момент непослушания закончился, последний Ваш приказ собака выполнила и должна получить за это вознаграж-дение.

Еще одна очень распространенная ошибка – подзыв собаки один раз за прогулку, при-чем непосредственно перед ее окончанием.

Предположим, Ваша прогулка длится в среднем час. И вот на протяжении всего этого времени собака отдыхала, бегала, играла и наслаждалась свободой. Затем Вы глянули на ча-сы – пора домой! Пес прибежит на зов хозяина – и тут же поводок пристегивается к ошейни-ку, веселая прогулка закончена. Стоит так поступить несколько раз, и команда «Ко мне» у собаки начинает прочно ассоциироваться с пленом на поводке. Раз хозяин зовет к себе – все, прощай свобода! Сейчас пристегнут карабин и поведут домой. Именно поэтому пес и не хо-чет подходить к Вам. А ведь избежать этого очень несложно. Достаточно лишь во время про-гулки по нескольку раз подзывать к себе собаку, каждый раз ласково хвалить ее, угощать ла-комством и вновь отпускать побегать командой «Гуляй». Конечно, не следует подзывать к себе собаку поминутно, это ее утомит и не даст отдохнуть как следует. Но раз в 8–10 минут вполне можно и должно подать команду «Ко мне», тогда Ваш ученик будет бежать к Вам с радостью, зная, что Ваш зов вовсе не грозит ему уходом домой, наказанием и прочими не-приятностями. Напротив, хозяин зовет его к себе. потому что соскучился, хочет его прилас-кать, угостить или просто поиграть.
И еще одна рекомендация, весьма важная именно для владельцев молодых собак, у ко-торых навыки послушания вообще и навык подзыва в частности находятся в стадии отработ-ки. Никогда не следует подавать команду «Ко мне!» в тот момент, когда Вы заведомо знаете, что собака к Вам не подойдет сразу. Это необходимо, чтобы у четвероногого ученика не по-являлся опыт непослушания в отношении столь важной команды. Предположим, пес заи-грался на прогулке со своими сверстниками. Вполне очевидно, что, даже услышав вполне знакомую команду подзыва, он не подойдет к Вам сразу, так как отвлекающие факторы слишком сильны и Вам придется неоднократно произносить команду «Ко мне!». Это и при-водит к появлению того самого нежелательного опыта непослушания – собака слышит ко-манду, но не выполняет ее сразу.

Как действовать хозяину спросите Вы? Постарайтесь сначала отвлечь собаку от игры, переключив ее внимание на себя. Посвистите, похлопайте в ладоши, покажите собаке иг-рушку, палочку или лакомство, начните убегать от нее и только тогда, когда она, прервав иг-ру, сконцентрирует свое внимание на Вас, подавайте команду «Ко мне».

Как правило, неукоснительное соблюдение описанных выше нехитрых правил помога-ет избежать проблем с подзывом. Но что делать, если Вы, новичок в собаководстве, уже до-пустили некоторые оплошности в воспитании своего питомца и подобные проблемы уже возникли? Об исправлении поведения собаки в таких случаях – в нашей следующей статье.

Юлия Карапетьянц, старший инструктор Кинологического центра «Сокольники»
 
Форум » электронные книги... статьи... публикации » дрессировка и воспитание » Основные правила и приниципы дрессировки (Ю.Карапетьянц)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт создан в системе uCoz