Воскресенье, 19.05.2024, 12:36
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: antyaneto4ka, Showman  
Форум » БОЛТАЛКА » поговорим о том.. о сем... » Пасха (роспись яиц)
Пасха
canecorsobogemaДата: Вторник, 24.03.2009, 18:52 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 333
Репутация: 3
Статус: Offline
Изготовление пасхальных яиц

В XVIII в. пасхальные яйца изготавливал, главным образом, Императорский фарфоровый завод. Он был основан в 1744 г. в Санкт-Петербурге в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761).

В начальный период деятельности на заводе не было печей большой емкости, поэтому здесь выпускалась лишь мелкая посуда, утварь, табакерки, фигурки и пасхальные яйца. Первые пасхальные яйца были уже довольно разнообразны по размерам и отделке: они делались гладкими под роспись или украшались рельефным декором из цветов, фигур, купидонов.

Сохранившиеся до нашего времени пасхальные яйца времен Елизаветы Петровны и Екатерины II обычно невелики и украшены орнаментальной или цветочной росписью.

На протяжении второй половины XVIII в. и всего XIX в. разрабатывались разнообразные приемы и виды декорации пасхальных яиц. В XIX в. сюжеты росписи и орнаментации пасхальных яиц изменились в соответствии с общей стилевой эволюцией.

В отчетах Императорского фарфорового завода пасхальные яйца разделялись по тематике и сложности исполнения на три группы.

В первую входили пасхальные яйца с миниатюрной сюжетной росписью, наиболее сложные в исполнении. На них изображались христианские праздники и святые, виды городов, монастырей и церквей. Их исполняли лучшие копиисты завода, мастера фигурной росписи. Эта группа изделий ценилась наиболее высоко - от 25 до 75 руб. за штуку. Они выпускались в ограниченном количестве - несколько десятков экземпляров в год - и предназначались, в основном, для Императорской Семьи.

Вторую группу составляли пасхальные яйца с вензелями царствующих монархов, получившие распространение в царствование Александра III и Николая II. Их декоративное оформление отличалось большим разнообразием. Вензеля писали на фоне цветной, чаще всего красной глазури или глубокого подглазурного кобальта, а также на белом фоне в обрамлении орнаментов и цветочных гирлянд. Царский вензель украшался орнаментом, исполненным в технике травления, и расписывался тонированным золотом разных оттенков. Такие яйца изготавливались в строго определенном количестве, являясь личным подарком императора или императрицы. В годы Первой мировой войны появились упрощенные варианты яиц с монограммами членов императорской семьи, которые нередко дополнялсь изображением красного креста. Они стоили от трех до пяти рублей и изготавливались тысячами экземпляров. К этой же группе официальных подарочных экземпляров с изображениями государственных эмблем следует отнести яйца с изображением Российского герба. Судя по сохранившимся образцам, их начали делать в середине XIX в., а к концу этого века их выпуск значительно увеличился.

Третью, самую обширную группу составляли яйца с орнаментальным и цветочным декором. Стилистика и манера их росписи следовали общей эволюции искусства фарфора. Одни и те же элементы нередко в точности повторялись на сервизных изделиях и вазах Императорского завода. Разнообразие цветочных и орнаментальных мотивов неистощимо так же как природный мир, его фауна и флора. Количество пасхальных яиц, украшенных орнаментами, цветами и птицами, достигало ежегодно нескольких тысяч. К этой группе относились также яйца с буквами "ХВ" или полным воспроизведением пасхального приветствия "Христос Воскресе" в более или менее сложном декоративном обрамлении.

Круг сюжетов и источников, используемых для росписи пасхальных яиц, был весьма широк. На пасхальных яйцах можно увидеть копии картин знаменитых европейских художников, храмовых росписей и икон кисти русских мастеров. Чаще всего изображались эпизоды земной жизни Христа, христианские празднества, святые и мученики, наиболее почитаемые русские монастыри и церкви, виды Палестины с ее христианскими святынями. Встречаются и светские сюжеты: изображения архитектурных ансамблей Петербурга и его окрестностей, морские виды, аллегории, пасторали и галантные сюжеты. В редких случаях изображались исторические события. Во второй четверти XIX в. излюбленными образцами для росписи фарфоровых изделий Императорского завода служили картины из галереи Императорского Эрмитажа, собрания Зимнего дворца и других царских резиденций. Но наиболее распространенной практикой было использование для копирования гравюр. Появление в 1816 г. литографии способствовало распространению репродукционной гравюры. Картины знаменитых живописцев, скрытые во дворцах и галереях, росписи знаменитых соборов, виды далеких городов и прославленных памятников зодчества, портреты правителей и выдающихся деятелей эпохи - все это стало доступным широким слоям населения. Конечно, этот обширный тиражируемый материал использовался художниками как источник для копирования.

С середины XIX в. на фарфоровых яйцах часто воспроизводятся росписи и образа из знаменитых храмов, возведенных в XIX в. - Храма Христа Спасителя в Москве, Исаакиевского собора в Петербурге, Владимирского собора в Киеве. Особенно часто копировались иконы Исаакиевского собора.

Пасхальные яйца - один из самых анонимных и сложных для атрибуций видов фарфоровых изделий. Они редко имеют марки. Одна из самых ранних марок в виде тисненого в массе двуглавого орла имеется на пасхальных яйцах елизаветинского времени. В годы правления императора Николая I (1825-1855) появляются тисненые марки с изображением императорского вензеля "НI". При императоре Николае II (1894-1917) маркировались отдельные экземпляры, сделанные по особому заказу. Имена авторов эскизов для росписей пасхальных яиц, а также их исполнителей в большинстве случаев не сохранились.

Этапы работы над фарфоровыми яйцами были следующими: сначала делался акварельный эскиз, затем лучшие живописцы исполняли роспись на образцовом яйце, адаптируя плоское изображение к сферической поверхности. Художники-орнаменталисты разрабатывали декоративное обрамление и декор оборотной стороны. По этим образцам копиисты завода делали требуемое количество повторений. При этом фигурные композиции, пейзажи и орнаменты исполнялись мастерами соответствующих специальностей.

После революции 1917 г. церковь в России была отделена от государства и пережила период тяжелых испытаний и гонений. Императорский завод, ставший государственным, сосредоточил свои усилия на создании фарфора с лозунгами и эмблемами, пропагандирующими новый строй. Изготовление пасхальных яиц прекратилось и вновь возродилось только в современную эпоху. В последние годы многие художники Ломоносовского (бывшего Императорского) и других фарфоровых заводов России вновь с увлечением принялись расписывать пасхальные яйца. Одни мастера подражают приемам мастеров прошлого, другие работают в индивидуальной манере. Это свидетельствует о том, что древний вид художественного творчества возрождается и обретает новую современную жизнь.

Прикрепления: 9535928.jpg (42.3 Kb) · 6898593.jpg (44.4 Kb)
 
Форум » БОЛТАЛКА » поговорим о том.. о сем... » Пасха (роспись яиц)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сайт создан в системе uCoz